?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Виктор Шендерович и уралвагонзавод. Хлеб и воля.
presence
noname_rambler
Почти двести лет назад, в столице Российского государства (тогда это был Петербург), произошло выступление других, "настоящих" декабристов. Тоже неудачное. Революцией, точнее – попыткой революции, назвать это затруднительно, скорее путч, но это короткое хлёсткое как выстрел слово употребляется у нас в негативной коннотации, а к декабристам (тем декабристам) – скорее позитивное отношение, во все времена. Хотя и налицо (у тех декабристов) такие признаки революции, как "смена государственного строя", "социально-экономических отношений". Не хватало другого – "инициативы и творчества масс". С массами у декабристов было плохо, как мы знаем – страшно далеки они были от народа (который хотели осчастливить), на Сенатскую они вывели всего около трёх тысяч, где и простояли, бессмысленно и беспощадно несколько часов. Затем верные царю войска дали залп, сначала по симпатизировавшей восставшим черни, затем по самим восставшим. И всё было закончено – надолго...
Пушкин в письме к Вяземскому от 14 августа 1826 г., находясь в подавленном состоянии, в мучительном ожидании встречи с царём:

Так море, древний душегубец,
Воспламеняет гений твой?
Ты славишь лирой золотой
Нептуна грозного трезубец.
Не славь его. В наш гнусный век
Седой Нептун Земли союзник.
На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник .

Еще таки я все надеюсь на коронацию; повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна.


А за пару лет до выступления на Сенатской, другие горькие и провидческие строки.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

................................................

Но вернёмся к нашим баранам...

Где-то в самый разгар благословенных 90-х случилось мне наткнуться в ящике-дебилизаторе на весьма любопытное (и откровенное) высказывание куда-то слинявшего сегодня (из публичного пространства) писателя Кабакова. Не ручаюсь за дословность, но смысл, думаю, я понял точно...
Да сейчас лирическое время!..
... это понятно... "сбылось всё, о чём боялись даже мечтать, свобода – такая, что и во сне не снилась" ...
Но ведь это свобода подыхать с голода!
Да, но разве бывает другая любовь? другой свободы и не бывает, свобода только такая – подыхать с голода.

... Кто вышел за нашу и вашу свободу на Болотную (Сахарова, далее везде), на подыхающих с голода похожи не были (скорее наоборот), да и вряд ли они согласились бы за вожделенную свободу – подыхать, хоть с голоду, хоть "под пулями режима" – подавляющее большинство из них (потому и дали себя увести – легко! – с площади Революции на Болото – символика то какова!)
Но вот судя по чётко проявляемым симпатиям к тем же 90-м (у того же Шендеровича) – "свободу подыхать с голоду" (тот самый "горшок без мёда") они не прочь были бы опять предоставить своим соотечественникам.
Тому самому "уралвагонзаводу"...
(К слову сказать, в программных документах тех декабристов предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости без наделения землёй.)
....................................................

 Уралвагонзавод в первые дни после событий – даже как объект не рассматривается, у этих декабристов пока на волне эйфории (вполне искреннее) ощущение – мы единый народ (дизайнеры, архитекторы, IT-шники, очень много студентов), и у нас есть цель.
Цель – отправить эту власть в отставку ... и вернуть себе страну.
Хорошие вообще-то слова... Так и хочется, закатав штаны, бежать за комсомолом. Вот и мне тоже ... но что-то меня останавливало, помимо причины чисто географической. Что?
Почему у большого народа, который всё это видел-слышал-читал (имел возможность видеть-слышать-читать – в наш то век тотальной информатизации, доступа более чем половины населения к широкополосному интернету!), не возникло желания бежать за малым народом*, чьи светлые лица (того же Шендеровича) он увидел на трибунах болотных митингов?

*) здесь нет ни аллюзий к Шафаревичу, ни, упаси Боже, антисемитизма (ну а что делать, если совпало так, что упоминаемые колоритные персонажи всё больше ... м-да, вот если б я специально подбирал "арийцев" – тогда был бы антисемитизм)
малый народ скорее – отсюда
те же русские националисты сегодня (тоже выходившие стройными рядами на болотные акции) – тот же малый народ, увы...


  • 1
>те же русские националисты сегодня (тоже выходившие стройными рядами на болотные акции) – тот же малый народ, увы...

Как раз собирался писать текст с таким тезисом, продолжающий мысль отсюда:

«политически активные русские должны отдать себе отчет в том, что идеализируемая ими «нация русских националистов» отличается от эмпирически доступной нации «просто русских», это нечто иное, даже если используется знакомый этнический термин для обозначения орденской общности нового типа, а от фактической реальности пытаются отмахнуться, наклеивая на неё ярлык «советской»

Думаю, что - да, они запутались со своей идентичностью и ведут себя словно "малый народ".

запутались со своей идентичностью

"положение обязывает" – у них вообще-то стройная доктрина и они должны её придерживаться, чтобы "быть самими собой"
то, что приводит эта доктрина к таким странным вещам, как идеализация Российской Империи (образца период наполеоновских войн), причём именно в качестве "государства русской нации", – их похоже мало волнует
ну и договариваются до того, что "русская нация" – это не тупая косная масса крепостного крестьянства (конечно же! – кто бы спорил...), а тонкий европейски просвещенный слой, господствующий над этой массой – не задумываясь, как это будет восприниматься потомками тех крепостных, отягощённых как "генетической памятью", так и "советским" образованием
отсюда, кстати, у них нет (и не может быть) удовлетворительного объяснения той катастрофе, что случилась с Империей и с русским народом в 20-м веке, и они вынуждены подхватывать весь этот конспирологический бред "от Галковского"
сам то Галковский много умнее конечно и видит много дальше – его недавние рассуждения о большом и малом национализме
и совет Крылову "переквалифицироваться в управдомы":)

Edited at 2016-05-14 02:13 am (UTC)

Re: запутались со своей идентичностью

И чем "большой национализм" отличается от "малого"?

Re: запутались со своей идентичностью

http://galkovsky.livejournal.com/251040.html
"Малый национализм это национализм великороссов, а большой – национализм русских, считающий и великороссов, и украинцев и белорусов единым народом с общей историей и культурой."

но это Галковский, что до меня, я вообще не понимаю, как сегодня вообще возможен "национализм"
у меня то просто стихийный антиглобализм – на котором, кстати, русский националист (а куда ему ещё деваться...) Путин и варит свой рейтинг
не на моём личном конечно:) с моего ему ничего не перепадает, но ему хватает и без меня...

  • 1